Диагностика аутизма

Диагностика аутизма у детей часто бывает затруднена, так как не существует анализа крови или какого-либо теста, который бы однозначно указал на наличие аутизма у ребенка. Первыми, как правило, признаки аутизма у ребенка чаще всего замечают родители. При диагностики специалисты в первую очередь руководствуются беседой, наблюдением за ребенком и скрининговыми тестами.

Аутизм — это пожизненное нарушение развития, которое включает в себя проблемы или различия в навыках социального общения, мелкой и крупной моторики, речи и интеллектуальных способностей. 

Еще в 1943 году Лео Каннер обратился к детским психиатрам с просьбой обращать внимание на симптомы аутизма и не смешивать их с умственной отсталостью и шизофренией. Однако, только в 1980 году аутизм стал официальным диагнозом.

Симптомы аутизма сильно различаются по типу и степени тяжести и обычно проявляются в раннем детстве, до 3-х лет. Некоторые общие симптомы включают потребность в одинаковости и повторении, тревогу и нетипичные реакции на сенсорную информацию, такие как необычная чувствительность к свету, звуку, запаху или вкусу.  

Если у вашего ребенка есть только один или два симптома, но в остальном он развивается нормально, вероятно, у вашего ребенка нет расстройства аутистического спектра.

В большинстве случаев аутизм диагностируется с помощью беседы, наблюдения и скрининговых тестов. Хотя общепризнанного лечения не существует, поведенческая, образовательная и семейная терапия могут помочь уменьшить симптомы и развить навыки. 

Детей можно тестировать на аутизм уже в возрасте 18 месяцев (а в некоторых случаях даже раньше) и поставить надежный диагноз к 2 годам. При этом многие дети не получают полного диагноза до школьного возраста или старше.

диагностика аутизма триада нарушений
Триада нарушений Лорны Уинг и Джудит Гульд

Для постановки диагноза у ребенка должны присутствовать три группы базовых симптомов аутизма, так называемая триада нарушений.

Лорна Уинг и Джудит Гульд в своей статье 1979 года выделили три базовых признака аутизма, ключевые области нарушений, которые присутствовали у всех детей с аутизмом из большой выборки. Это было очень важное открытие, доказывающее, что аутизм — это целый спектр расстройств, а не конкретный диагноз со строгим набором одинаковых симптомов.

Три группы симптомов (триады Лорны Уинг и Джудит Гульд):
1. Нарушение общения — сниженный уровень или отсутствие соответствующих возрасту социальных контактов с другими людьми.
2. Тяга к стереотипному или повторяющемуся поведению, вместо занятий, требующих воображения.
3. Отсутствие или задержка речи, либо характерные отличия в речи.

Во всем мире родители, впервые заметившие особенности поведения своего ребенка, обращаются сначала к педиатру, который при выявлении нарушений проводит скрининговые тесты и при необходимости направляет ребенка к психиатру. Очередь к специалисту за рубежом в среднем занимает 4 месяца.

Диагностика аутизма в России происходит несколько иначе. Для постановки официального диагноза в РФ необходимо обратиться по месту регистрации к детскому врачу психиатру, который в ходе консультации установит, имеются ли у ребенка симптомы и признаки аутизма. Если признаки аутизма присутствуют, то психиатр направит к детскому психологу для проведения скрининговых тестов: ADOS, M-CHAT (модифицированный скрининговый тест на аутизм у детей) и CARS (рейтинговая шкала аутизма у детей, включающая игру понарошку, интерес к сверстникам, желание поделиться впечатлениями) с целью диагностики аутизма. Также необходимо исключить нарушение слуха, установить уровень речевого развития и пройти тест Векслера для определения уровня интеллектуальной задержки, если таковая имеется.

К сожалению, все эти тесты не идеальны, а многие и вовсе могут ввести в заблуждение. Например, тест Векслера был написан для типично развивающихся детей. Дети, проходящие тестирование на аутизм, почти всегда имеют проблемы с поведением и речью. Эти проблемы могут мешать процессу тестирования, затрудняя интерпретацию результатов. Тест Равена куда лучше подходит для измерения уровня интеллектуальных способностей детей с РАС. Однако в отечественных государственных учреждениях стандартно используют только тест Векслера.

После постановки диагноза детский аутизм лечащий врач психиатр может предложить оформить инвалидность, если в этом будет необходимость.

Коррекционные мероприятия (поведенческая терапия) начинаются сразу после того, как диагноз аутизм диагностирован, чтобы не терять драгоценное время. Прогнозы развития при детском аутизме зависят от сохранности интеллекта. При сохранном интеллекте и рано начавшейся коррекции прогнозы более благоприятные, чем при наличии умственной отсталости.

Оцените статью
Рина

Мама подростка с детским аутизмом, АВА терапист, ваш проводник в мир аутизма.

Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Диагностика аутизма
детский аутизм
Детский аутизм