Стереотипии при аутизме | виды, методы коррекции

Стереотипии при аутизме или проще говоря стимминг — это хаотично бесцельно повторяющиеся движения, фразы или слова. Стимы являются характерным и ярким признаком детского аутизма. Возникают, как правило, после полутора лет и сохраняются, в той или иной форме, на протяжении всей жизни.

Дети с аутизмом имеют дисфункцию сенсорной обработки, а это значит, что они иначе реагируют на запахи, шум, текстуры. Например, ребенка с аутизмом может раздражать определенный запах и чтобы справиться с этим раздражением ребенок применяет такой инструмент для сомоуспокоения и саморегуляции, как стимминг.

Стимминг помогает детям с аутизмом справиться с такими сильными эмоциями, как злость, беспокойство, страх, ожидание, возбуждение. Некоторые стереотипии могут быть вызваны высокой или низкой температурой какого-либо предмета, ярким светом или громким шумом.

Стереотипии позволяют ребенку с аутизмом справиться со сложными ситуациями. В состоянии сильного стресса дети могут стимить в течении длительного периода времени.

Виды стереотипий при аутизме

Двигательные стереотипии выражаются как машущие движения кистями рук; верчение перед глазами пальцев, колес игрушек; включение и выключение света; продолжительные серии прыжков; сминание и разрывание бумаги; пересыпание круп; удары головой; облизывание, обнюхивание одних и тех же предметов; шуршание целлофановыми пакетами; пересыпание круп; зажимание ушей и упорное сосание тканей.

Двигательные стереотипии при аутизме
Двигательные стереотипии при аутизме

Речевые стереотипии или вокализации включают в себя стереотипные манипуляции со звуками, фразами; эхолалии и стереотипный счет.

Поведенческие стереотипии включают в себя ритуальность в выборе маршрута прогулок, еды, сюжета игры, одежды; безудержное стремление к качанию на качелях; стремление к раскачиванию, трясению, верчению предметов под ритмичную музыку; влечение к ритму; одержимость листанием страниц газет, книг; ритуальность в соблюдении режима.

Методы коррекции стереотипий

Некоторые виды самостимуляции безобидны по своей природе и, вполне возможно, совершенно нет необходимости их блокировать.

Например, у моего сына присутствует двигательная стереотипия — машущие движения кистями рук перед сном или в моменты сильного напряжения, усталости. Его стимминг безобиден и не доставляет неудобств окружающим, поэтому я не вижу нужды в блокировки этого стима.

Однако, есть стимы, которые могут нанести вред самому ребенку, например, удары головой об пол, стены или другие твердые предметы. Такие самостимуляции необходимо блокировать. Блокировать стереотипии ребенка с аутизмом крайне трудно, т.к. самостимуляцией ребенок успокаивает себя, либо получает какие-либо сенсорные ощущения, которых ему не хватает.

Для того, чтобы определенный стимминг убрать из поведения ребенка необходимо заменить эту самостимуляцию на другую, более безобидную и приемлемую. С помощью прикладного анализа поведения (АВА) можно помочь ребенку изменить некоторые его стимминги.
Эрготерапевты для коррекции стереотипий рекомендуют «сенсорную диету», план активности, который может помочь снизить потребность в самостимуляции.
В некоторых случаях уменьшение тревоги помогает снизить частоту стереотипий. В таком случае прибегают к медикаментозной терапии.
Снижения уровня стресса в окружающей обстановке (четкий распорядок дня, отсутствие внезапных изменений в нем и спокойная обстановка) также способствует уменьшению частоты стереотипий.

Уменьшить частоту стереотипий можно, но полностью устранить стимминг невозможно. Самым лучшим решением для родителей будет принять поведение своего ребенка и постараться создать вокруг него спокойную, предсказуемую обстановку.

Оцените статью
Рина

Мама подростка с детским аутизмом, АВА терапист, ваш проводник в мир аутизма.

Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Стереотипии при аутизме | виды, методы коррекции
Тест на аутизм у детей 2-4 лет
Тест на аутизм у детей 2-4 лет