Стереотипии при аутизме или проще говоря стимминг — это хаотично бесцельно повторяющиеся движения, фразы или слова. Стимы являются характерным и ярким признаком детского аутизма. Возникают, как правило, после полутора лет и сохраняются, в той или иной форме, на протяжении всей жизни.
Дети с аутизмом имеют дисфункцию сенсорной обработки, а это значит, что они иначе реагируют на запахи, шум, текстуры. Например, ребенка с аутизмом может раздражать определенный запах и чтобы справиться с этим раздражением ребенок применяет такой инструмент для сомоуспокоения и саморегуляции, как стимминг.
Стереотипии позволяют ребенку с аутизмом справиться со сложными ситуациями. В состоянии сильного стресса дети могут стимить в течении длительного периода времени.
Виды стереотипий при аутизме
Двигательные стереотипии выражаются как машущие движения кистями рук; верчение перед глазами пальцев, колес игрушек; включение и выключение света; продолжительные серии прыжков; сминание и разрывание бумаги; пересыпание круп; удары головой; облизывание, обнюхивание одних и тех же предметов; шуршание целлофановыми пакетами; пересыпание круп; зажимание ушей и упорное сосание тканей.
Речевые стереотипии или вокализации включают в себя стереотипные манипуляции со звуками, фразами; эхолалии и стереотипный счет.
Поведенческие стереотипии включают в себя ритуальность в выборе маршрута прогулок, еды, сюжета игры, одежды; безудержное стремление к качанию на качелях; стремление к раскачиванию, трясению, верчению предметов под ритмичную музыку; влечение к ритму; одержимость листанием страниц газет, книг; ритуальность в соблюдении режима.
Методы коррекции стереотипий
Некоторые виды самостимуляции безобидны по своей природе и, вполне возможно, совершенно нет необходимости их блокировать.
Например, у моего сына присутствует двигательная стереотипия — машущие движения кистями рук перед сном или в моменты сильного напряжения, усталости. Его стимминг безобиден и не доставляет неудобств окружающим, поэтому я не вижу нужды в блокировки этого стима.
Однако, есть стимы, которые могут нанести вред самому ребенку, например, удары головой об пол, стены или другие твердые предметы. Такие самостимуляции необходимо блокировать. Блокировать стереотипии ребенка с аутизмом крайне трудно, т.к. самостимуляцией ребенок успокаивает себя, либо получает какие-либо сенсорные ощущения, которых ему не хватает.
Уменьшить частоту стереотипий можно, но полностью устранить стимминг невозможно. Самым лучшим решением для родителей будет принять поведение своего ребенка и постараться создать вокруг него спокойную, предсказуемую обстановку.