Вокализация при аутизме — это стереотипное повторение одинаковых звуков, букв, слогов, произносимых ребенком в моменты сильного эмоционального напряжения. Проявляется у детей перед тем, как они начинают говорить. Однако, у детей с аутизмом вокализация нередко остается на протяжении всей жизни и не зависит от степени развития речи. У вербальных детей с аутизмом частота вокализаций может быть такая же (в некоторых случаях даже выше) как и у невербальных.
Вокализации бывают речевыми и внезапными. Речевые вокализации — это гласные или согласные буквы, слоги, иногда слова, произносимые ребенком на протяжении некоторого времени и не несущие в себе никакой смысловой нагрузки. Речевые вокализации часто напоминают лепет. Внезапные вокализации выражаются естественными вегетативными звуками (плач, смех) или необычными звуковыми постановками, не имеющими ничего общего с речью, такими как рычание, визги, поскуливания, мычания, гудения и т.д.
Если вокализации происходят с высокой частотой, то это сильно мешает окружающим и успешной социализации в целом. Обычно проявляется какой-то один вид вокализации. Блокировать их довольно сложно, т.к. вокализации автоматически подкрепляются приятными ощущениями в гортани. Недостаток сенсорных эмоций (сенсорный голод) побуждает детей с аутизмом вокализировать снова и снова. Эти звуки возникают у ребенка сами по себе и зачастую их невозможно контролировать.
Само собой, что такая вокализация не может остаться не замеченной как родителями ребенка, так и окружающими людьми. Родителей, как правило, данная ситуация ставит в неловкое положение, они испытывают чувство стыда за свое чадо. У окружающих же вокализация ребенка вызывает недовольство. Могут последовать нравоучительные реплики в сторону родителей. Мол, не воспитываете свое чадо, не занимаетесь с ребенком, он у вас как Маугли или еще хлеще, как звереныш воет, рычит или издает какие-либо другие звуки.
Например, мой сын с раннего детства и по сей день с очень высокой частотой вокализирует звуками сирен спец транспорта. При чем начать вокализировать он может абсолютно в любом месте, например в метро, торговом центре, на детской площадке, да где угодно. Предсказать начало следующей вокализации практически невозможно, она всегда возникает неожиданно (даже для меня, его мамы, что уж говорить о посторонних людях) и в самый неподходящий момент, чем вызывает бурю неудовольствия от случайных свидетелей. У моего сына есть вокализации, сопровождающие определенные ритуалы, например отход ко сну или мытье в душе. Но эти вокализации предсказуемы и происходят без лишних свидетелей.
Игры детей с аутизмом часто сопровождаются вокализацией. Они цокают языком, рычат или тянут какой-либо звук.
«Как же прекратить эту самую вокализацию у ребенка?», — спросите вы. Никак. Ребенок не в состоянии контролировать свою вокализацию. Поэтому, если вы попали в неловкую ситуацию, когда вашего вокализирующего ребенка увидели случайные люди, лучше всего будет просто сказать, что у ребенка аутизм и произнося эти звуки, он пытается сбросить напряжение и успокоиться, в эти моменты он не способен контролировать поток звуков и ничего страшного в этом нет, надо просто проявить чуточку терпения и толерантности. Если люди воспитаны и знакомы с хорошими манерами, то поток негатива в вашу сторону прекратиться. Ну а если вы вдруг имеете дело с непроходимыми хамами, то тут уж никакие объяснения или извинения за поведение своего ребенка не помогут.
Главное, помните, что вокализация ребенка — это не результат плохого воспитания, не избалованность, а способ снять напряжение, попытка успокоить себя и вы, как родитель, должны помочь в этот момент своему ребенку, а не осуждать или стыдиться его.